Какие признаки трудовых отношений

У этого термина существуют и другие значения, см. Государство (значения).

Госуда́рство — форма организации общества, располагающая механизмами управления и принуждения, устанавливающая правовой порядок на определённой территории и обладающая суверенитетом. Термин «страна» хотя и используется в значении «государство», тем не менее, их необходимо различать, поскольку не все страны являются государствами.

Содержание

Ни в науке, ни в международном праве не существует единого и общепризнанного определения понятия «государство».

В науке[править | править код]

Эксперты по международному праву называют четыре главных признака суверенного государства[1][прим. 1]:

  1. Народ. Данное понятие не имеет общепризнанного определения. По мнению тех же специалистов, некоторое население можно считать единым народом при наличии единства мнения о принадлежности к таковому[1].
  2. Территория. Определённое пространство с ясно очерченными границами, на которое распространяется суверенитет данного государства.
  3. Правительство. Должно быть устойчивым и эффективным.
  4. Независимость. Способность вступать в двусторонние или многосторонние отношения с другими государствами по собственному усмотрению, а не под влиянием или принуждением другого государства.

В международном праве[править | править код]

См. также: Международно-правовое признание

На 2015 год не существует единого юридического определения термина «государство», всецело признанного наукой и всеми странами мира. Крупнейшая международная организация ООН — не имеет полномочий определять, является ли то или иное образование государством или нет. «Признание нового государства или правительства — это акт, который могут совершить или отказаться совершить только государства и правительства. Как правило, оно означает готовность установить дипломатические отношения. Организация Объединённых Наций — это не государство и не правительство, и поэтому она не обладает никакими полномочиями признавать то или иное государство или правительство»[2].

Один из немногих документов, дающих определение «государства» в международном праве, — Конвенция Монтевидео, подписанная в 1933 году только несколькими американскими государствами.

Слово «государство» в русском языке происходит от древнерусского «государь» (так называли князя-правителя на древней Руси), которое, в свою очередь, связано со словом «господарь» (давшее «господарьство»).

Древнерусское «господарь» происходит от «господь». Таким образом, практически все исследователи сходятся на связи слов «государство» и «господь»[3]. Точная же этимология слова «господь» неизвестна.

Можно предположить, однако, что, поскольку производные «государство», «господарьство» появляются позже, чем уже имевшие устоявшиеся значения «государь», «господарь», то в средние века «государство» обычно воспринималось как непосредственно связанное со владениями «государя».

«Государем» в то время обычно являлся конкретный человек (князь, правитель), хотя существовали и заметные исключения (договорная формула «Господин Великий Новгород» в 1136—1478 годах или «печать Господарьства Псковского»).

Основные статьи: Форма государства, Форма государственного правления, Форма государственного устройства, Политический режим

Форма государственного правления[править | править код]

Монархия (с греч. единовластие):

  • Абсолютная:
  • Ограниченная:

Республика (лат. res publica, «общее дело»):

Смешанные формы правления:

Форма государственного устройства[править | править код]

Унитарное государство (фр. unitarism от лат. unitas — единство):

  • Централизованное;
  • Децентрализованное;
  • Сложное;
  • Простое;
  • Национальное.

Федерация (фр. federation, от позднелат. foederatio — объединение, союз):

  • Территориальная (административная);
  • Национальная;
  • Национально-территориальная;
  • Централизованная;
  • Симметричная;
  • Конституционная;
  • Договорная;
  • Дуалистическая;
  • Кооперативная.

Конфедерация (лат. confoederatio — союз, объединение).

Политический режим[править | править код]

Демократический:

Антидемократический:

Власть и социальные нормы в первобытном обществе[править | править код]

Основная статья: Власть и социальные нормы в первобытном обществе

Первые формы институтов власти и первые общеобязательные нормы поведения сформировались уже на первобытной стадии развития общества. Для этого периода характерно отсутствие политической власти и государственных институтов. Социальные нормы в этот период носят характер обычаев, традиций, обрядов и табу. В науке вопрос о том, можно ли считать данные социальные нормы правом или протоправом, является дискуссионным.

Возникновение государства с точки зрения марксистской теории[править | править код]

  • Совершенствование орудий труда;
  • Переход от «присваивающей» экономики к «производящей» (неолитическая революция);
  • Возрастает производительность труда, появляется избыток продуктов;
  • Появление частной собственности;
  • Социально-классовое расслоение общества;
  • Формирование органов управления;
  • Государство как аппарат подавления одного класса другим.

Теории происхождения государства[править | править код]

Основная статья: Теории происхождения государства и права

Единого мнения о причинах возникновения государства не существует. Существуют несколько теорий, которые объясняют происхождение государства, однако ни одна из них не может являться окончательной истиной. Наиболее древними известными государствами являются государства Древнего Востока (на территории современных Ирака, Египта, Индии, Китая).

Теории происхождения государства:

  • Теория локальных цивилизаций — А. Дж. Тойнби
  • Теологическая теория — Ф. Аквинский
  • Патриархальная теория — Аристотель, Платон, Конфуций, Михайловский, Фильмер
  • Общественный договор — Г. Гроций, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, Т. Гоббс, Д. Дидро, А. Н. Радищев
  • Теория насилия — К. Каутский, Л. Гумплович, Е. Дюринг
  • Материалистическая (марксистская) теория — К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин
  • Психологическая теория — Цицерон, Г. Тард, Л. Петражицкий
  • Расовая теория — Ж. Гобино.
  • Органическая теория — Г. Спенсер, Р. Вормс
  • Ирригационная теория — К. Виттфогель
  • Комплексная теория происхождения государства — Х. Й. М. Классен
  • Кризисная теория — А. Б. Венгеров
  • Дуалистическая теория — А. Я. Малыгин, В. С. Афанасьев
  • Теория специализации — Т. В. Кашанина
  • Теория инцеста (половая) — К. Леви-Стросс
  • Спортивная теория — Ортега-и-Гасет
  • Патримониальная теория — Галлер
  • Диффузионная теория — Ф. Гребнер
  • Теория оседлого бандита — М. Олсон

Функции государства — это основные направления деятельности государства по реализации стоящих перед ним задач для достижения определённых целей, обусловленных как классовой, так и общесоциальной его сущностью и социальным назначением.[4]

Основная функция государства — обеспечение комфортного проживания своих граждан[источник не указан 516 дней].

С этой целью государство решает ряд задач:

  • решение экономических и социальных проблем;
  • обеспечение целостности государства;
  • управление хозяйством и обществом;
  • оборона собственной территории.

По мере развития общественных отношений появилась возможность более цивилизованного поведения государства.

Природа государства и его положение в политической системе предполагают наличие ряда специфических функций, отличающих его от других политических институтов. Функциями государства называются основные направления его деятельности, связанные с суверенитетом государственной власти. От функций отличаются цели и задачи государства, отражающие основные направления избираемой тем или иным правительством или режимом политической стратегии, средства её реализации.

Классификация[править | править код]

Функции государства классифицируются:

  • по сфере общественной жизни: на внутренние и внешние,
  • по продолжительности действия: на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (отражающие определённый этап развития государства),
  • по значению: на основные и дополнительные,
  • по видимости: на явные и латентные,
  • по влиянию на общество: на охранительные и регулятивные.

Основной классификацией является деление функций государства на внутренние и внешние.

Внутренние функции государства:

  • Правовая функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.
  • Политическая функция — обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.
  • Организаторская функция — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.
  • Экономическая функция — организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.
  • Социальная функция — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.
  • Экологическая функция — гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования.
  • Культурная функция — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства, формирование государственной культурной политики.
  • Образовательная функция — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.

Внешние функции государства:

  • Внешнеполитическая функция — развитие дипломатических отношений между государствами, заключение международных договоров, участие в международных организациях.
  • Функция обеспечения национальной безопасности — поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета и безопасности государства.
  • Функция поддержания мирового порядка — участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.
  • Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.

Также проводится разделение между:

  • деятельностью по выработке политических решений и деятельностью по выполнению этих решений — государственному управлению.

Международно-признанными государствами, как правило, считаются те, которые либо являются членами Организации Объединённых Наций, либо имеют реальную возможность стать таковыми, но добровольно от неё отказываются. В настоящее время (декабрь 2015 года) таких государств насчитывается 194. Все они, кроме Ватикана, являются членами ООН.

Помимо признанных государств существуют территории, которые согласно резолюциям ООН имеют право на самоопределение, но не имеют возможности его осуществить вследствие оккупации. К таким территориям относится Палестина (точнее, её арабская часть — Западный берег реки Иордан и Сектор Газа) и Западная Сахара.

Республика Косово, признанное большинством государств-членов ООН, но не признанное Россией и Китаем — постоянными членами Совбеза ООН, что делает невозможным вхождение Косово в эту организацию, хотя оставляет возможность для получения статуса государства-наблюдателя (голосование о вхождении в состав ЮНЕСКО в 2015 году закончилось неудачно для республики[5]).

Существуют и другие образования с ограниченным признанием независимости со стороны других государств: Тайвань, Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье, Северный Кипр, Нагорный Карабах, Сомалиленд, ДНР и ЛНР.

Статус некоторых образований не может быть однозначно идентифицированы. Также Евросоюз и Союзное государство России и Белоруссии имеют признаки государства и конфедерации, однако в международном праве не рассматриваются как государство или субъект международного права.

Государства, имеющие малую территорию или численность населения, именуют карликовыми государствами.

Списки государств[править | править код]

Список государств может группиоваться по различным признакам:

Основная статья: Анархизм

Примечания
  1. Мнение принадлежит преподавателям международного права ведущих британских вузов.
Сноски
  1. 1 2 «How do you start a country?», BBC,5.08.2017
  2. Каким образом новое государство или правительство отношений добиваются признания со стороны Организации Объединённых Наций? Каким образом та или иная страна вступает в ООН в качестве государства-члена?  (недоступная ссылка с 15-05-2013 [1684 дня] — история) Неофициальный документ ООН для информации.
  3. Например, Словарь Фасмера, 1996, Т. 1. — С.446, 448
  4. Komarov, S. A. (Sergeĭ Aleksandrovich). Obshchai︠a︡ teorii︠a︡ gosudarstva i prava : uchebnik. — Izd. 3-e, perer. i dop. — Moskva: I︠U︡raĭt, 1997. — 411 pages с. — ISBN 5852940135.
  5. Попытка принять Косово в ЮНЕСКО закончилась провалом
  • П. Д. Баренбойм, А. В. Захаров Пакт Рериха как этап внедрения в жизнь эстетической концепции правового государства Николая Рериха // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. — 2010. — № 2.
  • Гринин Л. Е. Государство и исторический процесс. — М.: КомКнига, 2007.
  • Ильин В. В., Ахиезер А. С. Российская государственность: истоки, традиции, перспективы. — М.: Издательство МГУ, 1997. — 384 с. — (Теоретическая политология, мир России и Россия в мире). — ISBN 5-211-03762-6.
  • Крадин Н. Н. Политическая антропология. — М.: Ладомир, 2001.
  • Малков С. Ю. Логика эволюции политической организации государства. — М.: КомКнига, 2007. — С. 142—152.
  • Мартин ван Кревельд. Расцвет и упадок государства.
  • Пиголкин А. С., Головистикова А. Н., Дмитриев Ю. А., Саидов А. Х. Теория государства и права: учебник под редакцией А. С. Пиголкина. — Москва: Юрайт-Издат, 2005. — С. 61-63. — ISBN 5-94879-145-9.философский клуб. — М.: Летний сад, 2010. ISBN 978-5-98856-119-4
  • Роберт Нозик. Анархия, государство и утопия.
  • Энтони де Ясаи. Государство.

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Какие документы может заверять отдел кадров? Как правильно Картинка раскраска с днем рождения дедушке

Какие признаки трудовых отношений Какие признаки трудовых отношений Какие признаки трудовых отношений Какие признаки трудовых отношений Какие признаки трудовых отношений Какие признаки трудовых отношений Какие признаки трудовых отношений Какие признаки трудовых отношений Какие признаки трудовых отношений