Значение слова великий русский язык

Конспект урока по русскому языку в 10 классе

«Великое русское слово»

Используемая технология – «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Автор: Галкина Валентина Александровна учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории.

Цель учебного занятия: воспитание представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа

Задачи, реализуемые в ходе занятия
1. Воспитательные

- воспитание любви к родному слову, русскому языку как символу государства

- воспитание чувства гордости за силу, красоту русского слова как выразителя менталитета русской нации

- воспитание бережного отношения к слову

2. Образовательные

- совершенствование навыка разноаспектного анализа текста

- выявление своеобразия языка и стиля стихотворения В.Бокова

- создание собственного художественного текста как эмоционального отклика на поднятую тему

3. Развивающие

- развитие критического мышления учащихся при работе с текстом

- развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости к богатству и красоте русского слова

- развитие творческих способностей учащихся

^ Структура занятия

1-ый этап – вызов

Приемы:

-осмысление эпиграфа к уроку

-работа со словарными картами

2-ой этап – чтение и осмысление текста

Приемы:

- чтение текста

- разноаспектный анализ

- работа в группах

- «толстые» и «тонкие» вопросы

- озаглавливание текста

^ 3-ий этап – рефлексия

Приемы:

- сочинение эссе

Методическое обоснование занятия


1-ый этап - вызов
2-ой этап – чтение и осмысление текста
3-ий этап - рефлексия
Цели этапов
- вызвать интерес к теме урока;

-активизировать деятельность каждого учащегося;

-побудить к воспоминанию изученного литературного материала

- создать условия для реализации коммуникативных навыков;

-развивать устную речь учащихся;

-акцентировать внимание учащихся на значении слова


-организовать активное, заинтересованное восприятие текста;

-побудить учащихся к внимательному прочтению и осмыслению текста и каждого слова;

-создать условия для групповой работы;

-обеспечить на основе анализа глубокое понимание авторского замысла;


-возвратиться к материалу словарных карт, теме урока;

-осмыслить тему через творческую работу;

-обеспечить самореализацию каждого учащегося


Приемы
-осмысление эпиграфа к уроку;

-работа со словарными картами


-чтение текста;

-разноаспектный анализ текста;

-работа в группах;

-«толстые» и «тонкие» вопросы;

-озаглавливание текста


-сочинение- эссе
Цели приемов
-вызвать интерес к теме урока;

-активизировать мыслительную деятельность каждого учащегося;

-воспитывать бережное и внимательное отношение к слову;

-развивать письменную и устную речь;

-формировать коммуникативные навыки


-совершенствовать навык разноаспектного анализа текста;

-выработка навыка ясно и точно излагать мысли;

- выявление своеобразия творческого почерка конкретного автора;

-создание условий для осуществления диалогической речи


-осмысление темы урока на творческом уровне;

-создание собственного текста;

-обеспечение высокого эмоционального отклика на содержание урока


Деятельность

учителя


-побуждает учащихся к осмыслению эпиграфа;

- дает возможность подумать, вызвать ассоциации;

-вовлекает всех учеников в практическую деятельность со словарными картами;

- обращает внимание на глубину и богатство нравственного содержания слова


-организует работу в группах, побуждает к формулировке вопросов разных по глубине и сложности;

-организует диалогическое общение;

-заставляет задуматься над содержанием текста и ИВС;

-просит озаглавить текст;

-поощряет деятельность учащихся


-предлагает осмыслить тему урока на творческом уровне;

-написать сочинение-миниатюру в жанре эссе «Великое русское слово»


Деятельность учащихся
-читают и осмысливают эпиграф;

-вспоминают автора и историю создания стихотворения;

-соотносят эпиграф с темой урока;

-знакомят с содержанием словарных карт

-дают оценку словарного материала, с которым работали


-читают текст;

-формулируют «толстые» и «тонкие» вопросы

-дают ответы на вопросы других групп;

-озаглавливают текст


-пишут сочинение – эссе «Великое русское слово»

-делятся своими раздумьями о значении русских слов;

-убеждают слушателей в величии простого русского слова

^ Конспект урока «Великое русское слово»

…Мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

(Автор эпиграфа сознательно не указан)


  1. Слово учителя:

Шедевры создаются по-разному: художник творит красками, композитор оперирует звуками, единственным средством поэта является СЛОВО в сочетании с талантом. Поэтому тема нашего урока звучит так: «Великое русское слово».А подсказала мне её поэтесса,с творчеством которой вы хорошо знакомы, в качестве эпиграфа я взяла строки из её стихотворения. В классе есть почитатели её таланта, расскажите о ней и её стихотворении. (Это Анна Андреевна Ахматова, стихотворение называется «Мужество»,оно написано 1942 г. в г. Ташкенте, куда была эвакуирована поэтесса. Самый тяжёлый период войны. Решается судьба Родины, русского народа, русской нации, русского языка. Слова автора звучат ,как клятва, отстоять Родину, защитить народ, сохранить великое русское слово.)

Истинный поэт всегда пророк. Слова Ахматовой оказались пророческими. Великое русское слово и поныне звучит на планете Земля, не только не потеряв, но и преумножив своё величие. Поэтому тему урока подсказала мне поэтесса. Эта тема сегодня очень актуальна: не случайно 2007 год объявлен Годом русского языка. Итак, мы начинаем урок русского языка «Великое русское слово»

1 стадия «Вызов» - работа со словарными картами.

П.- Вы получили домашнее задание поработать со словарными картами, взяв за основу корни –благ-, -добр, -мир-. Давайте посмотрим, какие слова вызвали ваш интерес?

У.- (Зачитывают по одной словарной карте. Учащиеся выбрали слова: миротворец, Яромир, доброжелательность, добродетель, благонравие, благочестивый, … и т.д. (см. Приложение)

П. -Какие мысли возникли у вас по поводу слов, с которыми работали дома, оформляя карты? У.-Большинство - сложные, со значением доброго действия, многие из них устаревшие, в них нашли отражение замечательные черты характера наших предков; нашего русского менталитета; возникает чувство справедливой гордости за наших предшественников, носителей высокой нравственности.)

П. -С вами согласна Белла Ахмадуллина, душа которой не хочет согласиться с «отставкой» этих слов:

…Я справочника не внемлю соблазнам:

От простодушной старины устав,

Всё, что в родстве с добром или со благом,

Он отстранил пометою «устар.»

-Молодцы, вы выбрали очень интересные слова, высказали по ним очень зрелые суждения, а теперь посмотрим на роль слова в тексте, выявим его выразительные возможности.

Перед вами стихотворение замечательного русского поэта-песенника, с творчеством которого тоже хорошо знакомы, так как много песен на его слова слышали или исполняли сами.

Я вам напомню только одну: «Оренбургский пуховый платок».

У.- Это поэт Виктор Боков

П- А какие ещё его песни знаете вы?

- У - «На побывку едет…», «Зоренька».

2 стадия – «Осмысление»

-Возьмите текст. Внимательно прочитайте его. Сейчас вы продолжите работу в группах. Каждая группа должна составить по 3 «тонких» и «толстых» вопроса для одноклассников. «Тонкий» вопрос оценивается в 1 балл, «толстый» вопрос – 3 балла. Если на вопрос нет ответа, отвечает группа, задавшая вопрос.

1 группа анализирует лексический строй стихотворения.

2 группа работает над стилистикой.

3 группа исследует синтаксические и пунктуационные особенности произведения.

Текст для анализа. (Название не указано сознательно).

Святое ремесло сохи

Я променял однажды на стихи,

На рифмы многозвучное вращенье,

Родители мои, прошу прощенья!

Уже растёт зелёная трава,

Уже седеет чья-то голова,

Ты в зеркало взгляни, братенник,

Покоя ждёшь и жаждешь обретенья.

Слова мои, вы – рыцари добра,

Я вас плодил не ради серебра,

Не ради сердолика с аметистом,

Вы снопики мои на поле чистом.

Слова мои, вы – храм из доброты,

Не зря к вам льнут царевны красоты,

А красота не с жабами в болоте,

Вы это без меня теперь поймёте!

Слова мои, все ваши словари –

Приснившиеся всполохи зари,

Широкое распаханное поле,

Моё именье родовое

1 группа «Тонкие вопросы»

-Объясните значение слов ОБРЕТЕНЬЕ, ВСПОЛОХИ, СЕРДОЛИК, АМЕТИСТ.

-Какие слова употреблены в переносном значении?

-Укажите слова с цветовым значением.

«Толстые вопросы»

-Какие значения слова «святой» вы знаете? В каком из них оно употреблено в данном тексте?

-Найдите эпитеты, объясните их роль в тексте.

-Приведите примеры метафор. Раскройте смысл одной из них.

2 группа - «Тонкие вопросы»

- Использование какого приёма придаёт стиху разговорный характер?

-Приведите пример инверсии. Обоснуйте смысл её употребления в тексте.

-С какой целью автор «сталкивает» слова различной стилевой окраски?

«Толстые вопросы»

-Назовите лексические синонимы к слову «слова», расположите их по принципу градации.

-Объясните смысл выражения «жаждешь обретенья» путём подбора синонимов – фразеологизмов.

-Укажите в тексте предложения с обращениями. Какова роль в тексте риторических обращений?

3 группа «Тонкие вопросы»

-Найдите приложение к слову стихи. Объясните его смысл.

-Объясните употребление тире в тексте.

-Раскройте секрет эмоциональной выразительности стихотворения.

«Толстые вопросы»

-Что такое синтаксический параллелизм? Какую роль он играет в данном тексте?

-Найдите в тексте отрицательные обороты с частицей НЕ. Объясните смысл их употребления.

-Какие пунктуационные правила можно подтвердить данным текстом?

(Подведение итогов работы, подсчёт баллов)

П.- О чём же это стихотворение? Как его можно озаглавить?

У. – О русских словах. Я бы озаглавил его «Слова мои…» У. А я считаю, что о поэте и поэзии. Я бы назвал его «Святое ремесло».

П. - Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием. Стихотворение именно так и называется «Святое ремесло», в котором автор, не стыдясь своего крестьянского происхождения, говорит о служении великому русскому слову, носителю добра и красоты.

А сейчас вам предстоит очень интересная работа – самим создать художественный текст, то есть с помощью обычных слов высказаться по теме урока, а тему вашего высказывания подсказал недавно изученный поэт, которому принадлежат строки:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить…

Как вы думаете, кто автор этих строк?

У. Автором этих слов является Ф.И.Тютчев.

П. – Правильно. А вид вашей работы – сочинение – миниатюра в жанре эссе «О слово русское, родное…». Поделитесь своими мыслями о русском языке, о «метком, бойком» русском слове

Докажите, что в умелых руках любое простое слово может стать царственным, если его поставить в нужное место, как делал это А.С.Пушкин. Помните: всего четыре обычных слова: «Я помню чудное мгновенье…» - и получился шедевр. «Унылая пора. Очей очарованье…» - и ещё шедевр.

3 стадия – «Рефлексия»

Сочинение – эссе «О слово русское, родное»

У. - Читают написанные сочинения.( См. Приложение №2)

П. - Вы блестяще справились с работой, в каждой вашей строке чувствуется искренняя и глубокая мысль, , в каждом слове дышит чувство. Постарайтесь и во взрослой жизни сохранить такое же бережное отношение к родному слову, нашей силе, нашей гордости, нашей красоте, и передать его своим детям.

Домашнее задание – продумать свое участие в проекте «Русская фразеология».

^ ВЕРА. НАДЕЖДА. ЛЮБОВЬ.

Великих русских слов много, но я хочу сказать только о трёх простых словах. Это -ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ. Нет, не о красивых женских именах, а о значении этих слов в жизни каждого человека. Они, как сёстры-тройняшки, неразлучны и сопровождают человека в радости и горести. ВЕРА во всё самое прекрасное, как невидимка, таится в каждой живой душе. НАДЕЖДА, как компас земной, помогает идти по правильному пути и добиться осуществления своей мечты. А ЛЮБОВЬ к ближнему, природе, родине, всему живому сопутствует всегда и делает нашу жизнь ещё красивее.

Маркова Настя

^ Что в имени тебе моём?

Одним из великих русских слов ,по-моему, можно назвать имя. Имя человеку даётся не случайно. Ведь каждое имя что-то обозначает и ко многому обязывает. Возьмём, к примеру, имена моей семьи. Моё имя-Илья, означает-крепость. Многие знаменитые люди носили это имя: Илья Резник, Илья Муромец,….

Моего брата зовут Иван, что в переводе означает-благодать. Все мы знаем русского сказочного героя Ивана-царевича, а если не Царевич, то обязательно всё равно Иван…ну, вы сами знаете какой…и каким потом молодцом он оказывался.

Имя матери Татьяна-учредительница, устроительница жизни.

Носительницей этого имени является известная пушкинская героиня Татьяна Ларина.

Мой отец Александр-защитник. Это имя носили великие люди: Александр Невский, Александр Македонский, Александр Первый и Второй.

Таким образом, имя-одно из важнейших русских слов. Ведь какое имя-такая и жизнь.

Смирнов Илья

^ Первое слово на Земле

О силе, выразительности, звучности, музыкальности русского слова сказано много. Я согласна и с Тургеневым и с Ломоносовым и с Ахматовой – о каждом русском слове можно написать поэму. А я задумалась над другим – а какое слово было первым?!

Оно есть. С ним вступает в жизнь и гений, и обычный человек. Его с трудом произносит по слогам первенец, его с громким криком выдыхает боец, идущий в атаку и остановленный ударом свинца, его шепчет в полузабытьи человек на исходе жизни.

Оно вместило в себя и свет солнца, и нежное дуновение ветерка, и трепет первого чувства.

Это слово – МАМА.

Верещагина Надежда


Источник: http://rudocs.exdat.com/docs/index-249787.html



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Большой современный толковый словарь русского языка - Русский язык Диета при герпес на теле

Значение слова великий русский язык Значение слова великий русский язык Значение слова великий русский язык Значение слова великий русский язык Значение слова великий русский язык Значение слова великий русский язык Значение слова великий русский язык Значение слова великий русский язык

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ